Жители Уфы продолжают жаловаться на общественный транспорт. Разбираемся вместе с экспертом, почему это происходит

Эксперт в сфере транспорта разъяснил, что произошло с пассажирскими перевозками в Уфе.

Источник: Комсомольская правда

Жители районов Уфы продолжают жаловаться на общественный транспорт. В утренний и вечерний час пик многие горожане не могут уехать на работу или домой и пишут гневные комментарии к постам в соцсетях главы Башкирии Радия Хабирова.

Чиновники из городской администрации пытаются реагировать на жалобы жителей отдаленных микрорайонов, проводят проверки и констатируют факт: автобусов не хватает, интервал движения достаточно большой. 26 октября представители администрации Демского района и управления транспорта уфимской мэрии приехали на остановку в микрорайоне «Яркий». Они лично убедились в том, что транспорт ходит плохо.

— Замечания жителей учтены, но для решения сложившейся ситуации потребуется время. Управление транспорта и связи в администрации Уфы совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства республики проработает вопрос увеличения автопарка предприятия «Башавтотранс» автобусами большей вместимости, — написал в своих соцсетях после посещения остановки глава администрации Демского района Антон Тарасов.

Ранее чиновники из уфимской мэрии и министерства транспорта Башкирии отмечали, что нехватку автобусов на некоторых маршрутах они признают, но сделать пока ничего не могут. Замминистра Руслан Гарипов говорил, что если увеличить количество машин на одном направлении, то проблемы начнутся уже на другом.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ТРАНСПОРТОМ.

По прошествии пяти лет с начала транспортной реформы многие жители Уфы отметили для себя только ухудшение ситуации. Количество автобусов сократилось, а значит увеличилось время ожидания, в вечернее время уехать из одного конца города в другой стало мягко говоря проблематично.

Вопреки красивым докладам от властей, где они «победили» нелегалов и сделали общественный транспорт удобным, в комментариях у главы региона ежедневно оставляют жалобы на переполненные автобусы. Уехать утром на работу и вернуться вечером домой тяжело не только в отдаленных районах. Например, 26 октября 2023 года на странице Хабирова появился комментарий жительницы Черниковки. К слову, всего пять лет назад уехать-приехать туда можно было быстро и в любое время — автобусы через проспект Октября на Первомайскую и Кольцевую ходили каждые пять минут и вплоть до полуночи.

— Что с транспортом в Уфе? В утренние и вечерние часы, невозможно уехать быстро и оперативно в центральную часть города! В период с 8:30 до 9:30 из Черниковки по улице Первомайская, практически нет свободного транспорта! Практически все маршруты (167, 74, 249, 277) переполнены и данных маршрутов стало в разы меньше! Прошу обратить внимание на транспортную инфраструктуру! — пишет жительница Черниковки на странице Хабирова.

А БЫЛА ЛИ РЕФОРМА?

Специально к юбилею транспортной реформы в Уфе «Комсомолка» выпустила несколько материалов, посвященных этому явлению. В одном из них представлен отчет чиновников о результатах, которых они добились за пять лет, в другом — статистические данные о затратах на реформу и количеству новых автобусов и маршрутов.

Между прочим, на «наведение порядка» с транспортом в Уфе из республиканской казны потратили 6 млрд рублей. Такую сумму назвали «КП-Уфа» в Минтрансе Башкирии.

Но оставим доклады и отчеты для тех, кому они интересны. Пассажиры общественного транспорта отмечают, что стало хуже. Если брать оценочные суждения, то некоторые пользователи общественного транспорта сравнивают ситуацию с перевозками с временами начала 2000-х годов. Проще говоря, по их мнению, произошел «откат» на 20 лет назад.

Транспортный эксперт Олег Арефьев в беседе с «КП-Уфа» представил свою точку зрения на ситуацию. Мы задали ему вопрос о том, можно ли считать транспортную реформу в башкирской столице состоявшейся и дать ей собственную оценку.

— Можно бесконечно смотреть, как горит огонь, течет вода и в Уфе рассказывают про успехи транспортной реформы. У меня всегда был один просто вопрос, на который я так и не получил ответа. Реформа, это всегда действие, направленное на изменение чего-либо, у которого должна быть четко обозначенная цель. К примеру, мы реформируем «что-то», чтобы получить «то-то». С «что-то» — тем, что мы реформировали, — проблем нет, это общественный транспорт. А вот что мы хотели получить, так никто сформулировать внятно и не смог, — отмечает Олег Арефьев.

Эксперт подчеркнул, что смыслы, задачи и этапы реформы были определены еще в 2015 году, когда приняли федеральный закон 220-ФЗ.

— Так вот ничего из перечисленного нашими чиновниками в задачах реформы не было даже близко. Сейчас можно долго обсуждать, кто из городов, которые сейчас идут по пути реформирования, ближе всего к реформе по смыслу, кроме Москвы, это, наверное, Пермь, но и она все же вывалилась местами в свое видение, но там оно хоть есть, — поясняет транспортный эксперт.

ПО ПУНКТАМ.

Олег Арефьев по просьбе «КП-Уфа» разобрал результаты транспортной реформы «по пунктам». Самое важное достижение, которым гордятся власти — полный исход нелегальных перевозчиков с рынка пассажирских перевозок в Уфе.

— Избавились от нелегальных перевозчиков? Простите, кого? Все перевозчики, которые работали на рынке в Уфе, так и работают. Одного правда показательно распяли, который был не хуже и не лучше других, был таким же как все, просто попал в расстрельный список по причине, в том числе, отсутствия покровителей. Остальных вынудили поменять одни ПАЗики, на другие — тоже ПАЗики, но более новой модели. В итоге перевозчики частично залезли в долги, которые до сих пор многие не могут отбить. И сейчас пока им не дают поднимать цены, но они уже на пределе, машин у них выходит все меньше и меньше, в итоге уехать в городе из ряда районов очень сложно, — поясняет транспортный эксперт.

Еще один результат транспортной реформы в Уфе, как было заявлено, «возрождение» государственного перевозчика «Башавтотранс». Как говорил сам директор предприятия Надир Самиев, в 2018 году у них были «миллиардные долги».

— У «Башавтотранса», кстати, до начала реформы не было таких гигантских убытков, которые он начал генерировать после начала реформы. Был долг по лизингу, но это отдельная и грустная история, в которой не все однозначно. Так сейчас «Башавтотранс» набрал долгов еще больше, в том числе лизинговых. И есть ощущение, что скоро тоже встанет остро вопрос, чем их платить, потому что работать он стал только хуже, — отмечает Олег Арефьев.

«СТАЛО ТОЛЬКО ХУЖЕ».

Эксперт в сфере транспорта также отмечает, что в рамках реализации реформы в Уфе были потрачены деньги на сомнительные мероприятия.

— При этом за счет бюджета были заказаны документы транспортного планирования, для республики стоимость почти 80 млн, уже четыре месяца, согласно информации с сайта закупок, работа сдана. По сути, в данной работе должна была быть представлена новая маршрутная сеть, с расчетами всех пассажиропотоков. Но у нас до сих пор чиновники ездят по остановкам и пытаются невнятно объяснить, почему автобусы набиты под завязку и в ручном режиме регулировать режимы движения автобусов.

говорит Олег Арефьев

Раскритиковал наш эксперт и внедрение транспортной карты «Алга» и недавнюю инициативу с месячным проездным билетом на ее основе.

— Что касается карты «Алга» то вообще не понятна ее задача. В других регионах введение таких карт подразумевает поэтапное развитие тарифного меню и определенного количества проездных. А у нас эта карта просто дает скидку, при этом не у всех перевозчиков. При этом за счет перевозчика, у которого и так концы с концами не сходятся, — говорит Олег Арефьев. — Анонсируемый проездной, вообще будет работать только на маршрутах «Башавтотранса». То есть не будет иметь какого-либо большого смысла. Скорее для галочки.

В ноябре 2022 года премьер-министр правительства Башкирии Андрей Назаров анонсировал второй этап транспортной реформы, который затронет уже пассажирские перевозки между отдаленными деревнями республики и райцентрами.

— Что качается заявленного второго этапа транспортной реформы, коснется он организации пассажирских перевозок между отдаленными деревнями Башкирии и райцентрами. Так просто федеральный центр выделил денег на обновление в этом направлении подвижного состава. Сейчас на них купят новых автобусов, сфотографируются с ними и вот вам и второй этап можно считать оконченным, — озвучил свое мнение в беседе с «КП-Уфа» Олег Арефьев.

В заключении мы попросили эксперта оценить результат происходящего в сфере пассажирских перевозок в Уфе за последние пять лет.

— К сожалению, в республике не было именно реформы, она даже не начиналась, что, конечно, не означает, что не было сделано ничего. Что-то было сделано, правда судя по гудящим сетям, с транспортом стало только хуже, — подытожил эксперт в сфере транспорта Олег Арефьев.