Педали кручу, изменений хочу: 800 километров велодорожек пророчат Петербургу до 2030 года

План развития велосипедной инфраструктуры до 2030 года представили в Петербурге.

Источник: Комсомольская правда

Городской центр управления парковками (ГЦУП) представил свой план по развитию велоинфраструктуры Петербурга к 2030 году. Разрабатывать концепцию начали в апреле, финальный вариант представят и примут в ноябре.

ГОТОВЫ ПЕРЕСЕСТЬ НА ВЕЛОСИПЕДЫ.

Летом чиновники опросили 2700 горожан, выяснив проблемные локации и рассмотрев их пожелания по новым маршрутам. Велосипедисты отметили нехватку свободного пространства в центре, узкие улицы, отсутствие парковок. А еще напомнили о том, как тяжело пользоваться велоинфраструктурой зимой.

В самом ГЦУПе сделали следующие выводы: инфраструктура развивается медленно, взаимосвязанной сети маршрутов попросту нет, чего уж говорить о связи маршрутов Петербурга и Ленобласти. Выделенных полос на проезжей части катастрофически мало, а существующие часто перекрывают наглые автомобилисты, примостившиеся на стоянку. И то, и другое приводит к ДТП. Подметили также нехватку места для двухколесных в общественном транспорте.

По итогам опроса, 96 процентов жителей Петербурга выразили готовность пересесть на велосипед, если город станет действительно удобным для двухколесных наездников.

Сейчас город обвит 154 километрами велодорожек или 53 веломаршрутами. Они достались только 15 районам: «богаче» всех оказалась Петроградка с восемью маршрутами, тройку лидеров замкнули Калининский и Пушкинский районы с четырьмя маршрутами каждый. Ни с чем остались Кировский, Красносельский и Кронштадтский районы. Им не досталось ни одного велосипедного километра. Остальным подарили по 1−3 маршрута длиной от 0,6 до 14,4 км.

ГДЕ ЕЩЕ БУДУТ ВЕЛОДОРОЖКИ.

Такую ситуацию авторы проекта решили исправить. В ближайших планах у властей — обустроить новые велодорожки на Ленинском и Заневском проспектах, шоссе Революции, на Торфяной дороге с переходом на Комендантский проспект. Дальше выделенки появятся на других важных артериях: Московский проспект, Выборгское, Пулковское и Санкт-Петербургское шоссе, Приморский проспект. Охватят дорожками и обделенный Кронштадт.

Всего в планах 810 км непрерывной сети. То есть если сложить все вместе, получится трасса, более протяженная, чем М-11 из Петербурга в Москву.

— Мы хотим обеспечить доступ ко всем территориям плотной жилой застройки и перспективным районам, к крупным пригородам, а еще расширить сеть рекреационных веломаршрутов, — подчеркнули разработчики проекта.

Потратить на масштабные изменения намерены более 20 млрд рублей.

ЦИФРЫ.

9 млн поездок на велосипедах и СИМ насчитано в Петербурге за год.

13,5 млн поездок прогнозируют специалисты на 2030 год.

18−20 млн поездок в год прогнозируют специалисты при целевом сценарии развития велоинфраструктуры.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ.

В европейских городах, которые специалисты рассматривали в качестве примеров, велосипедистов в разы больше. Так, в немецком Мюнстере доля велосипедных поездок составляет 38%, а в Берлине — 18%. В нидерландском Эйндховене — 40%, в Амстердаме — 33%, а в датской столице Копенгагене — 30%. У Петербурга этот показатель составляет всего 1% — педали еще крутить и крутить.

СЛОВО ЭКСПЕРТАМ.

Урбанист и автор телеграм-канала «Вороньи мысли» Даниил Воронин заметил, что в плане ГЦУПа есть напрягающая деталь — обилие совмещенных велополос.

— Обычно велоинфраструктура строится за счет сужения автомобильных полос, отказа от автомобильных парковок, особенно в пространстве, где не так много места, но не за счет притеснения пешеходов. Все мы видим, к чему приводит совмещение самокатов и пешеходов. Обособленные велодорожки предлагаются только в спальных районах, а велополос практически нигде нет. Также ни слова не сказано о сопутствующей инфраструктуре: велопереездах, веломусорках, ремонтных сервисах, — заявил эксперт в разговоре с spb.kp.ru, но напомнил, что окончательный документ еще не представлен. А значит, детали могут озвучить позже.

Эксперт усомнился в том, что план получится реализовать до 2030 года, но назвал вполне достаточной назначенную цену в 20 млрд рублей. Правда, ранее spb.kp.ru выяснила, что город пока не готов вкладывать большие средства в развитие велоинфраструктуры — в плане бюджета на ближайшие годы это вовсе не учли. По словам депутата Алексея Цивилева, пока она не в приоритете и денег на нее не хватает. Хотя признал, что велосфера недофинансирована.

Экспертов смущает обилие в проекте совмещенных дорожек, которые придется делить ввелосипедистам и пешеходам. Конфликтов и ДТП тут не избежать. Юлия ПЫХАЛОВА.

Руководитель «Петербургского велосообщества» Павел Хусу сомневаются в том, что в ближайшие годы городу действительно подарят 810 км дорожек. Если 5−6 лет назад при создании первых веломаршрутов вводили до 50 км дорожек, то в 2022 году — всего 10, а в этом году обещают вдвое меньше. Хусу полагает, что в ближайшие годы прорыва не будет. Тем более что велосообществу отказали в увеличении финансирования велодорожек и депутаты, и власти. Сам проект тоже вызвал у специалиста вопросы.

— Большинство велодорожек предлагают сделать совмещенными, — заметил Павел Хусу в беседе с spb.kp.ru. — Вероятно, просто на тротуарах повесят знаки, что это теперь велопешеходный тротуар. Если в районах советской застройки это можно неплохо реализовать за счет ширины тротуаров, то в центре города, где они меньше метра шириной, это будет затруднительно. И приведет к ДТП и постоянным конфликтам пешеходов с велосипедистами.