Нагрузки не выдержала. Что стоит за скандалом с этноклассом в Волгограде

Новость о том, что в Волгограде учительница покинула класс с детьми мигрантов, которые не говорят по-русски, вызвала настоящую бурю в сети.

Почему общество так заволновалось и что на самом деле случилось в школе № 33?

Вершина айсберга.

Сообщение об инциденте продублировали все значимые федеральные СМИ, под статьями на заданную тему тысячи откликов (наверняка их сейчас изучают социологи — и никакого опроса проводить не нужно!). Очевидно: инцидент в Волгограде просто стал маркером проблем, глубоко волнующих общество, но до поры до времени не обозначенных и не озвученных.

А началось всё с того, что в прошлом году было решено открыть специальный класс для детей трудовых мигрантов в средней школе № 33 Дзержинского района города, а именно в посёлке Аэропорт.

Тогда идею сочли интересной: этнический класс, по замыслу педагогов МОУ СОШ № 33, призван был помочь детворе, абсолютно не владеющей русским языком, быстрее адаптироваться к новым реалиям. Сообщалось, что после того как ученики в достаточной мере освоят язык, они будут учиться в обычных классах вместе с остальными сверстниками. Так был создан 1-й «Ж».

И больше в прошлом учебном году тема этнического класса, поначалу вызвавшая большой интерес в СМИ, не затрагивалась.

Обучала ребят, как стало известно позже, молодая учительница Ирина Плотникова. Однако в этом году преподаватель, по сообщениям открытых источников, продолжить такую работу уже в новом классе отказалась.

Вот что рассказала «АиФ»-Нижнее Поволжье" на условиях анонимности мама одного из первоклассников школы № 33.

— В школе было собрание, там запретили что-то говорить на эту тему, — говорит наша собеседница. — Про саму Ирину Плотникову все отзываются самым лучшим образом, дети её очень любят, видимо, просто у неё оказалась слишком высокая нагрузка. Сейчас мы слышали, что в класс направили педагога постарше. Вообще, я считаю, что в этой истории много чего преувеличили. Начать с того, что наши дети вместе играют на площадке и прекрасно общаются между собой по-русски. Их мамы да, говорят плоховато, наше общение дальше «здравствуйте — до свидания» не заходит. Моё мнение: если начинать учить языку не в школе, а чуть раньше и вместе с родителями, никаких конфликтов не будет вообще. А в школе учить лучше всё же в смешанном классе — лично я не против этого.

Не остались без учителя.

Конечно, сразу последовали и заявления ответственных лиц. Так, в комментарии РИА «Новости» председатель областного комитета образования и науки Лариса Савина назвала причиной отказа работать с классом слишком большую нагрузка для молодого педагога (она вела два класса) и заверила, что с этническим классом работает другой учитель по специальной программе.

В мэрии Волгограда также заявили: информация о том, что школьники из 1-го «Ж» класса в посёлке Аэропорт остались без учителя, не соответствует действительности. Проверку проводит и прокуратура области.

Однако уже сейчас ясно: история с 1-м «Ж» вряд ли будет единственной в теме взаимоотношений с мигрантами.

— Эту проблему надо решать кардинально и на государственном уровне, — считает политолог Елена Шаркова. — Если люди осознанно приезжают в нашу страну на ПМЖ и тем более привозят сюда свои семьи, они обязаны хотя бы в небольшом объёме знать язык и научить ему детей. При этом открытие этнических классов в обычной школе — это неестественное разделение, которое ни к чему хорошему не приведёт. Идея, по моему мнению, откровенно плохая, и если мы хотим адаптировать приехавших детей к нашим реалиям, делать это надо совершенно по-другому. При этом особое участие должны принять в таких проектах национальные диаспоры — они в этом должны быть заинтересованы в первую очередь.