В Хабаровском крае появятся свои святые

Предлагается канонизировать 17 священников и одного епископа.

Источник: Хабаровская епархия РПЦ

Члены комиссии по канонизации Хабаровской епархии собирают в архивах свидетельства о священниках, пострадавших за веру в годы революции и репрессий — для возможного прославления их в лике святых. Уже есть список, в нем 17 священнослужителей и один епископ. О судьбе этих верных пастырей рассказывает ИА «Хабаровский край сегодня».

Не отреклись перед лицом смерти

Как только солдаты высадились на берегу Амура, на месте нынешнего Хабаровска они отслужили молебен, а потом стали строить первую церковь в честь Марии Магдалины. Всюду, где селились люди, возводились храмы. К 1917 году только на реке Амур было возведено 100 церквей. Большевики, которые пришли к власти после революции, начали яростную борьбу против церкви, убивать священников, издеваться над их семьями. — Мы восстанавливаем эти печальные страницы отечественной истории для того, чтобы вернуть светлые имена священников, показать: и в эти тяжелые годы люди не потеряли веру, они не отреклись от Бога, не стали хулить то, чему поклонялись и во что верили, — рассказывает руководитель епархиальной комиссии по канонизации иерей Георгий Ибрагимов. В прошлом году наша епархия уже подала документы на канонизацию епископа Хабаровского Пантелеимона (Максунова) и трех священников — отца Филиппа Распопова из Троицкого, Леонида Серебренникова, погибшего в Лермонтовке, и Виктора Козловского, расстрелянного в подвале НКВД в Вятке. Отец Виктор был последним в то страшное лихолетье настоятелем Хабаровского Свято-Иннокентьевского храма, он не оставлял службы и в дни революционных событий, и в Гражданскую войну. Семья его жила неподалеку от церкви по улице Протодьяконовской. В Хабаровске священник прожил долгие годы, его очень любили и уважали. Из высоких наград у батюшки был орден Святой Анны 3-й степени.

В 1932 году советские власти выслали отца Виктора из Хабаровска, он жил сначала в слободе города Самары, затем в селе Макарье Вятской области. Жена осталась с детьми в Хабаровске, но в июне 1933 года выслали и ее. Евдокия Ивановна с младшими детьми Питиримом и Валентиной выехала к мужу в Макарье, поселилась в церковной сторожке. С 1935 года отца Виктора назначили благочинным церквей Вятской области. Но в августе 1937-го его арестовали, забрав все церковные книги и ценные предметы..

Более полувека родственники ничего не знали о нем. Все ждали, надеялись, что вернется, а его, как потом выяснится, расстреляли в год ареста. В прошлом году настоятелю Иннокентьевской церкви написал житель Клинцов Брянской области, он сообщил, что нашел фотографии с нашим храмом. И уже потом, получив снимки, в епархии выяснили, кто же на них изображен. Это был Виктор Козловский с семьей. Так он вернулся в Хабаровск.

Без вины виноватые

Известна история отца Филиппа Распопова. В 1914 году он был назначен настоятелем храма в честь Святой Троицы в селе Троицком. Однажды партизаны-анархисты из банды Якова Тряпицына и Нины Лебедевой ворвались в дом отца Филиппа, где он жил со своей матушкой и пятью маленькими детьми, вытащили священника на улицу и поволокли к реке Амур. Поводом для расправы могло послужить то, что однажды отец Филипп укрыл от красных партизан белого офицера.

Ранней весной 1920 года, когда вскрылся Амур, рыбак обнаружил в воде недалеко от Троицкого тело отца Филиппа. Однако красные партизаны не позволили похоронить священника: так могилой для него стал Амур.

Его семья уехала за границу, сын описал все события, произошедшие с отцом. Филипп Распопов канонизирован зарубежной православной церковью. Теперь его лик — на иконах. Вот конец жизни тех, кто не испугался смерти. Сохранилось свидетельство жительницы Николаевска-на-Амуре, она была девочкой и писала своим родным, как убивали их священника. Священник Леонид Серебренников убит бандой большевиков на Рождество 7 января в 1919 года в селе Лермонтовка. Прах Леонида Серебренникова упокоился рядом с церковью. Мой собеседник говорит, что если пойдет дальше процесс канонизации, они будут запрашивать разрешение на поиски его останков. Богоборцы убивали священников, не жалели они и их матушек. В архивах удалось найти документы о том, что большевики избивали жену священника в поселке Капитоновка. Батюшка уехал по делам службы в Переяславку, этим воспользовались местные власти для расправы с женщиной. В архивах сохранились протоколы допросов священников. Отец Георгий говорит, что они попросили экспертов по уголовным делам оценить эти документы с точки зрения соблюдения процессуальных норм. Те сказали, что никакие нормы там не соблюдались и не собирались доказательства вины подследственных, дела были явно сфабрикованы. Обвиняли священников в антигосударственной деятельности.

Они прошли через гонения после революции, а потом репрессии 30-х годов. Кого-то расстреливали, кто-то умирал в лагерях. Дочь Василия Выхованца рассказывала, как отец переселенцем приехал на быках на Дальний Восток, принял решение стать священником. В 30-е годы его арестовали и отправили в Сибирь. Умер он в одном из лагерей. Больше полувека она не рассказывала эту историю даже своим детям, боялась. Но все же успела передать в небольшой епархиальный музей их фотоальбом — на память.

Свято место пока пусто

Издревле свидетельства о мучениках — первые жития святых. Основанием для признания их таковыми являлись протоколы допросов. Верующего просили отказаться от Бога, он не отказывался, и тогда его казнили как государственного преступника. Эти акты зачитывались в свое время в храмах, чтобы показать, что человек остался верным церкви. Такое прославление мучеников. — Будут они канонизированы или нет — неважно, — говорит отец Георгий. — Проблема в том, что многие документы утеряны. Государственные органы после революции еще не сформировались, а царские оказались уже уничтоженными. Некому было вести метрические книги. Но главное, мы их нашли, мы молимся за них, поминаем во всех алтарях. Наша задача — засвидетельствовать подвиг веры, показать, что человек при всех переменах жизни сохранил ее. Мученичество — высший подвиг в христианстве, ибо человек уподобляется Богу, который был распят на кресте. Но принять венец мученичества дается не каждому человеку и даже не каждому поколению, только очень сильным и избранным. И всем уготована своя участь. Во времена императора Диоклетиана за отказ Георгия Победоносца отречься от Христа его мучали, применяя самые изощренные пытки. Жена императора, которая посочувствовала Георгию, тоже была отдана мужем на казнь. Когда она шла на свою Голгофу, села отдохнуть на скамеечку — и умерла. Так было принято мученичество императрицы. На самом деле чудеса стойкости в вере проявляли не только священники, но и миряне. Но свидетельства о них собрать сложнее. — Открываем протоколы допросов осужденных по 58-й статье, смотрим принадлежность к сословию, и тут сразу видно — можно найти епископа, монахов, священников, — отметил отец Георгий. — А если это простой человек, в его деле будет написано: крестьянин. Но Богу ведомо, кто остался верен ему. Если все получится и после тщательной проверки в Синодальном отделе документы будут приняты, у нас, на хабаровской земле, появятся свои святые.

Отец Георгий шутит:

— А пока у нас нет своих святых — места свободны, занимайте!