Новое сердце столицы: как открытие БКЛ изменит жизнь Москвы

Полный ввод БКЛ — главное транспортное событие в жизни столицы за последние почти 70 лет. Строительство самого большого метрокольца в мире велось 11 лет. По прогнозам, линией ежедневно будут пользоваться 2,3 млн пассажиров.

9

Мировой масштаб

Длина метрокольца составляет 70 км. БКЛ стала самой протяженной кольцевой линией метро, обогнав Вторую кольцевую линию пекинской подземки (57 км).

Но самое главное — ее открытие вносит значительные перемены в транспортную жизнь столицы и позволит обеспечить запас провозной способности на многие годы вперед.

За счет появления многочисленных альтернативных маршрутов положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры Московского метрополитена. На многих маршрутах экономия времени составит до 35−45 минут в день.

Сергей Собянин

Вместе со станциями БКЛ метро приходит в те районы, где его раньше не было. Например, новые станции уже появились в Можайском районе, Хорошево-Мневниках, а теперь — в Нагатинском Затоне. У горожан и гостей столицы есть возможность выбирать альтернативные маршруты. На многих из них экономия времени составит до 45 минут в день.

Так, со станций БКЛ можно сделать 47 пересадок на другие линии метро, МЦК, МЦД, радиальные ж/д направления — это самое большое количество пересадок среди линий московского рельсового каркаса. Также на станции БКЛ «Марьина Роща» расположен самый длинный эскалатор столичного метро — 130 метров.

Ранее открытыми 22 станциями БКЛ пользовались свыше 600 000 пассажиров в день, за счет этого Кольцевая линия на некоторых участках стала свободнее на 10%. Пассажирам больше не нужно ехать в центр, чтобы пересесть на другие линии.

В плюсе все

1 марта открыли еще девять станций Большого кольца. Шесть — на восточном и южном участках («Каширская», «Печатники», «Варшавская», «Нагатинский Затон», «Текстильщики» «Кленовый бульвар») и три — на северном («Сокольники», «Марьина Роща» и «Рижская»). С ними, по прогнозам, МЦК разгрузится до 20%, Кольцевая — до 25%, радиальные линии станут свободнее до 22%, а дороги — до 15%.

БКЛ создаст основу для дальнейшего развития рельсового каркаса на годы вперед, привлечет на городской транспорт новых пассажиров.

Максим Ликсутов
заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта

БКЛ позволит частично разгрузить и автомобильные дороги, согласен директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко. «В частности, Третье транспортное кольцо, потому что появится альтернатива в сегменте городского транспорта», — поясняет эксперт.

Также, например, дорога из Печатников в Текстильщики теперь занимает всего три минуты вместо 21 с открытием всей БКЛ. Дорога из Нагатинского Затона в Текстильщики — 5 минут вместо прежних 50, при этом доехать теперь можно без пересадок.

Чтобы пользоваться новой линией было удобнее, в подземке обновили навигацию — более 63 000 указателей и схем.

Пользоваться БКЛ не только удобно, но и комфортно. Здесь курсируют современные поезда российского производства — они считаются одними из самых комфортных в мире. Широкие двери, сквозной проход между вагонами, USB-разъемы для зарядки гаджетов. Кроме того, эти составы тише составов предыдущего поколения — в них можно комфортно разговаривать или слушать музыку. Для удобства пассажиров установили сенсорные схемы метро.

Ждать поезда на современных станциях тоже приятно: они выглядят стильно. Над проектами трудились специалисты архитектурных бюро из 16 стран мира. Несмотря на современный дизайн, визуальные решения вдохновлены шедеврами архитектуры столичной подземки. Станции, которые уже работают, имеют свои запоминающиеся интерьерные решения. Например, в центре платформы «ЦСКА» установлены пятиметровые постаменты со скульптурами спортсменов, на «Воронцовской» пассажиров удивляют оптические эффекты, которые отсылают к космической тематике.

Импульс для Москвы

По мнению экспертов, открытие БКЛ даст толчок к еще большему развитию для всей столицы. Становятся не только удобнее, но и красивее прилегающие к новым станциям территории, многие из которых были не в лучшем состоянии, говорит Константин Трофименко.

Если брать более долгосрочный градостроительный эффект, то как раз те территории, которые граничат с БКЛ, там очень много промзон, есть в принципе не застроенные территории, вот как раз там возникнет вектор на развитие города, особенно в тех местах, где БКЛ пересекается с радиальными ветками, МЦД, МЦК.

Константин Трофименко
директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Например, возле станции БКЛ «Сокольники» после благоустройства откроют сквер, который носит имя Московского метрополитена. У «Каширской» создали пешеходный маршрут через сквер от станции до заповедника «Коломенское», а возле «Варшавской» оборудовали комфортные зоны отдыха. Рядом со станцией «Давыдково» появился современный парк, он расположился на территории Козловского леса.

К открытию девяти новых станций изменили 12 маршрутов наземного транспорта и добавили один новый, об этом заявили в столичном Дептрансе. Например, уменьшился интервал движения автобусов и электробусов, они стали ближе подъезжать к вестибюлям станций,. Новый автобусный маршрут с604 теперь ходит от метро «Сокольники» через «Электрозаводскую» до «Семеновской». На 6 трамвайных маршрутах остановки стали ближе к двум станциям БКЛ — «Лефортово» и «Сокольники». Это позволило сократить время пересадки с трамвая на метро до 1−2 минут. Комплекс мероприятий повысит транспортную доступность спальных районов: появятся удобные межрайонные связи, а жителям станет проще добираться до социальных объектов.

Вместе с тем, территории, где идет такое комплексное развитие, становятся привлекательнее для работы и бизнеса. Как правило, там растет объем торговли, спрос на аренду помещений. По словам Трофименко, контур БКЛ получит удобное и скоростное сообщение практически со всеми точками московской агломерации. По этой причине размещение там офисов будет востребовано.

«В перспективе 10−15 лет деловая функция будет перетекать из центра в зону в БКЛ. Центр города останется для культуры, рекреации, административной функции, а деловые функции перетекают туда, что, опять же, позволит разгрузить всю агломерацию», — объясняет Трофименко.

По оценкам правительства Москвы, с 2013 по 2030 гг. в зоне притяжения новых станций метро, построенных с 2011 года, будет создано 391 000 новых рабочих мест. А благодаря БКЛ только в московском метро их появилось более 6000. В целом же в столице удастся создать 100−150 000 рабочих мест в районах новых станций Большого кольца в перспективе нескольких лет.

Помимо БКЛ, по словам Сергея Собянина, в 2023 г. откроют пять новых станций метро в Пыхтине, Внукове, на Дмитровском шоссе, в Лианозове и районе Северный.