Все чаще в новостях появляются сообщения о том, что та или иная страна намерена вступить в БРИКС — наднациональный альянс, созданный Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южно- Африканской Республикой. То есть, у организации огромный потенциал для роста, вплоть до создания совместной единой валюты по принципу евро. Казалось бы: где Хабаровск, а где БРИКС. На самом деле — недалеко, наш ближайший сосед Китай, как и Россия, является членом этой организации. О любопытном политическом проекте узнал корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» Александр Леонкин.
Смотрим в будущее
Ещё в феврале 2014 года швейцарская консалтинговая компания Generis AG презентовала в Хабаровске один из вариантов развития острова Большой Уссурийский. Проект выглядел очень эффектно и напомнил сюжет рекламной кампании кроссовок из фильма «Чего хотят женщины». Швейцарский специалист, говоря об острове, сказал российско-китайской группе, которая была на презентации, что, мол, вы смотрите на остров вот так — и сделал горизонтальный жест руками. Потом добавил: «Извините, я волнуюсь и сниму пиджак», — это было частью театрального спектакля. Эксперт, снявший элемент одежды, заявил, что смотреть на остров Большой Уссурийский нужно по-другому, вертикально — и, неожиданно для всех, предложил идею создания штаб-квартиры БРИКС на острове.
Стихия не помеха
Большой Уссурийский остров хоть и не является намывным, то есть какой-то наносной песчаной косой, но все же пойменный и подтопляемый, все мы помним кадры катастрофического наводнения на Амуре 2013 года. В тот же год вышел указ президента России № 693 от 31 августа 2013 года, который прямо говорит о том, что строить на подтопляемых территориях нельзя, — то есть, сначала нужно сооружать гидротехнические сооружения, дамбы. С одной стороны, есть хороший выход: сооружать не дамбы, а просто поднимать площадки под будущие здания с учетом пиковых значений паводка лета — осени 2013 года. С другой — если будет создаваться межгосударственная инфраструктура, особенно для такой мощной организации как БРИКС, то это вполне возможно.
Наши соседи — Владивосток — стали более известными в мире после проведения там Саммита АТЭС в 2012 году. Можно только догадываться о том, сколько пользы и выгоды принесло бы Хабаровскому краю и уезду Фуюань соседнего Китая создание штаб-квартиры БРИКС на Большом Уссурийском острове: развитие деловой активности, туризм, новая транспортная и гостевая инфраструктура. Хотя есть и иные точки зрения.
Мегаполис на горизонте
— За последние годы прозвучало огромное количество предложений по обустройству Большого Уссурийского острова, — говорит кандидат экономических наук и.о. директора филиала ДВИУ — РАНХиГС Александр Медведев. — Эта географическая точка стала местом притяжения идей лишь только потому, что по острову проходит линия границы с КНР. Идей было множество, в том числе и совершенно абсурдных. Выделю два инновационных проекта: первый — о строительстве на острове штаб-квартиры БРИКС, второй — о строительстве на этой территории современного мегаполиса по типу Гонконга или Сингапура. При этом отмечу: обсуждая программы развития Большого Уссурийского острова, люди обычно не замечают присутствия инфраструктурно развитого Хабаровского агломерата на границе с Китаем. Как считает экономист, идея строительства штаб-квартиры БРИКС в прямой видимости из Хабаровска реалистичная, но в очень-очень отдаленном будущем, длиною в несколько десятилетий. Сейчас всё внимание властей соседних государств обращено на пограничный переход, которому придают столь важную роль, а территории близ него — столь ценную, что невольно складывается впечатление о безразмерной значимости этого участка границы для развития национальных экономик, государственных отношений и международного сотрудничества.
— В мире существует множество воплощенных идей развития приграничных территорий, — продолжил Александр Медведев. — Сегодня Дальний Восток становится важнейшей транспортной артерией, связывающей Запад и Восток. Транспортная инфраструктура захлебывается от потоков груза, а действующие пограничные переходы не в состоянии переработать резко увеличившийся объём экспортно-импортных товаров. Строительство современных, технологичных приграничных грузовых терминалов обеспечит инвестиционные потоки и станет локомотивом развития приграничных территорий, которые, со временем, станут точкой притяжения заинтересованного бизнеса, готового воплотить свои идеи — какого бы полета фантазии они ни были — в жизнь.