Трасса М‑12: как строилась и сколько стоит проезд

8 сентября открывается участок трассы М-12 от Москвы до Арзамаса.

Завтра, 8 сентября, открывается участок трассы М-12 от Москвы до Арзамаса. Полностью движение по скоростной автодороге планируется запустить до конца года. Как строилась трасса М-12, какие населенные пункты она свяжет и сколько будет стоить проезд, разбиралась редакция сайта pravda-nn.ru.

М-12 пройдет через Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, а также республики Чувашия и Татарстан и свяжет крупные региональные центры и агломерации с сетью скоростных автомобильных дорог европейской части России (М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь», М-4 «Дон»).

Трасса М-12 протяженностью более 800 км станет частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Предполагается, что время в пути от Москвы до Казани составит порядка 6,5 часов — в два раза быстрее, чем сейчас. От столицы до Нижнего Новгорода можно будет добраться за 4 часа.

История создания.

Проект транспортного коридора между Европой и Китаем начали обсуждать еще в начале 2000-х годов. Сеть скоростных автомобильных дорог позволила бы значительно сократить сроки грузоперевозок по сравнению с морскими маршрутами.

В 2015 году Россия и КНР заключили соглашение о сотрудничестве, которое подразумевало строительство Экономического пояса Шелкового пути. Спустя несколько лет благодаря нацпроектам, где речь шла в том числе о строительстве автомобильных дорог, относящихся к транспортному маршруту «Европа-Западный Китай», начались работы по проектированию трассы М-12 «Москва — Казань».

О старте строительства М-12 10 июня 2020 года заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Глава правительства отметил, что данный проект не только «самый масштабный в России», но и «имеет особое значение для всего евразийского пространства».

Этапы автодороги.

Работы над скоростной автодорогой М-12 включают восемь основных этапов, а также нулевой этап.

Нулевой этап — 65 км.

Нулевой этап трассы М-12 проходит по территории Московской области — от Московского скоростного диаметра с пересечением ЦКАД до транспортной развязки с автомобильной дорогой А-108 «Московское большое кольцо».

Первый этап — 80 км.

Этот участок трассы М-12 пролегает по территории Московской и Владимирской областей: от пересечения с А-108 «Московское большое кольцо» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-7 «Волга».

Участок трассы, проходящей по территории Московской области, протяженностью 80 км. Первые 22 км были сданы в сентябре прошлого года, оставшиеся 55 км (от Северо-восточной хорды Москвы до границы с Подмосковьем) — планируется завершить в начале осени.

Первый подмосковный участок — от ЦКАД до Большой бетонки (А‑108) — дублёр автодороги М‑7 «Волга». Он включает 2 развязки, 11 мостов и путепроводов.

Второй этап — 37 км.

Второй этап автодороги пройдет по Владимирской области: от пересечения с региональной дорогой «Волга» — «Столбищи» в Собинском районе до пересечения с федеральной автодорогой Р-132 «Золотое кольцо» (Владимир — Гусь-Хрустальный — Тума) в Судогодском районе.

На этом участке трассы — 15 искусственных сооружений: мосты, путепроводы через М-7 «Волга» и два путепровода через железные дороги.

Третий этап — 108 км.

Этот участок трассы проходит по территории Владимирской области: от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17Р-2 Владимир — Гусь-Хрустальный — Тума до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17К-2 Муром — М-7 «Волга».

Четвертый этап — 123 км.

Четвертый этап пролегает по территории Владимирской и Нижегородской областей. Особенностью этого участка трассы является вантовый мост через Оку протяженностью 1 378 метров. Он соединяет берега Владимирской и Нижегородской областей. В конце августе мост прошел приемочные испытания.

Большая часть четвертого этапа проходит по территории Нижегородской области — от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17К-2 Муром — М-7 «Волга» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Саранск — Исса — Пенза — Саратов.

Пятый этап — 107 км.

Этот участок трассы проходит по территории Нижегородской области. Запустить движение на 5 этапе планируется в декабре 2023 года.

Шестой этап −132 км.

Шестой этап трассы М-12 проходит через Нижегородскую область и Республику Чувашия — от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 22К-0162 Работки — Порецкое до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения A-151 Цивильск — Ульяновск.

На этом участке — 47 искусственных сооружений, одним из которых станет мост через реку Суру. Он соединит берега Нижегородской области и Чувашии. Протяженность моста составляет 930,5 м, а 25-метровая ширина позволит обеспечить движение транспорта по двум полосам в каждом направлении.

Седьмой этап — 82 км.

На 82-х километрах этапа, который проходит по территориям Чувашии и Татарстана, строят 35 искусственных сооружений. Среди них два внеклассных моста — через реку Свияга и Осипов овраг.

Восьмой этап — 70 км.

Восьмой этап трассы пройдет по территории республики Татарстан — от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-241 Казань — Буинск — Ульяновск до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения Сорочьи Горы — Шали.

На этом участке — 41 искусственное сооружение. Самым протяженным не только на 8-м этапе, но и на всей трассе М-12 станет мост через Волгу. Его протяжённость составляет 3 362 м.

Движение по участку планируется запустить в конце этого года.

Интересные факты.

Археологические раскопки.

За время подготовки к строительству трассы археологи нашли более 370 тысяч артефактов. Так, в Нижегородской области были обнаружены остатки 9 древних поселений.

Во Владимирской области археологи нашли артефакты, связанные со стекольным производством — бутылки, штофы, стаканы, бокалы и оконное стекло. А на территории республики Татарстан были обнаружены фрагментов сосудов татарско-русской керамики и предметы быта.

Религия.

В зоне отдыха на трассе М‑12 по пути к паломническому центру в Дивееве появится православный киот. На сторонах киота будут изображены икона Божией Матери «Умиление» и образ преподобного Серафима Саровского.

Экология.

В рамках проекта М-12 проводились работы по лесовосстановлению и лесоразведению в республиках Татарстан и Чувашия. Были высажены миллионы деревьев.

Кроме того, для минимизации возможных ущербов окружающей среде в Чебоксарское водохранилище и реку Волгу в Нижегородской области было выпущено 620 тысяч мальков стерляди и более пяти тысяч штук стерлядки в Куйбышевское водохранилище в республике Татарстан.

Стоимость проезда.

Для владельца легкового автомобиля поездка по М-12 обойдется в 2 821 рублей, из Москвы во Владимир — 1399 рублей; от Владимира до Арзамаса — 1422 рублей. Объехать Балашиху водителю обойдется в 130 рублей (Москва — Электроугли), от Москвы до ЦКАД — 389 рублей, от Москвы до Орехово-Зуево — 585 рублей.

Проезд в течение 5 дней необходимо будет оплатить любым способом. Для этого понадобится указать: номер телефона с обязательным подтверждением через SMS-уведомление, действующую электронную почту и госномер транспортного средства. После этого отобразится сумма, которую необходимо внести для оплаты проезда.

За неоплату проезда водителю придет штраф: легковой автомобиль — 1 500 рублей, грузовой — 5 000 рублей.