Траты россиян 30 декабря, когда традиционно совершается наибольшее число предновогодних покупок, могут сократиться на 24% год к году, прогнозируют в «Тинькофф Касса». В результате, как отмечают аналитики, расходы в этот день могут снизиться до минимума за последние пять лет. Последний раз траты россиян 30 декабря, по данным «Тинькофф Касса», снижались перед 2019 годом — на 4% год к году.
Если в 2019—2021 годах 30 декабря россияне тратили в среднем на 68% больше, чем в обычные дни, то в этом году предновогодние расходы будут выше стандартных для года только на 44%, прогнозируют в «Тинькофф Касса». Исследование выполнено на основе обезличенных данных об оборотах бизнеса и трансакциях клиентов.
«Тех, кто готов увеличить расходы на праздник, в этом году стало меньше, а тех, кто собирается их сократить, — больше», — отмечают в ВТБ. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров указывает, что активное развитие онлайн-торговли и экспресс-доставки может привести к смещению большего числа покупок ближе к Новому году.
В «Ленте» пока видят незначительное снижение трат, связывая это с трендом на экономию или с планами перенести покупки на конец декабря.
По словам представителя сети, расходы, например, на икру или игристые вина не снизились, а потребители могут экономить на покупке украшений, пиротехники и подарков.
В «Ленте» также считают, что в этом году повышенные продажи может обеспечить выпадающее на субботу 31 декабря. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») не видят причин для сокращения оборота продовольственного сегмента в последних числах декабря этого года. По словам руководителя направления макроэкономического анализа X5 Group Ильи Федорова, спрос на непродовольственные товары, в основном подарки, в разные годы может отличаться. Такие покупки могут отложить на выходные перед праздниками, а также перенести в онлайн, что сегодня требует времени из-за повышенной нагрузки на курьеров в последние недели декабря, говорит он.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев отмечает, что предновогодний рост посещаемости торговых центров в этом году также оказался менее выраженным, чем обычно.
По данным компании, Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м) в торговых центрах Москвы
Как считает Михаил Васильев, на настроения покупателей, кроме стремления к экономии, влияет и снижение ассортимента магазинов в торговых центрах из-за ухода части зарубежных брендов. Кроме того, указывает он, предновогодние акции и распродажи ритейлеры в этом году проводят менее активно. По данным опроса ВТБ, доля россиян, готовых покупать предновогодние подарки на распродажах, с 2021 года сократилась с 39% до 30%, а новую одежду или предметы интерьера — с 19% до 14%.
Алина Савицкая, Александра Мерцалова